16:57 

Дахау. Город и концлагерь.

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
Мы вернулись в отель и сняли на ночь бассейн. Проплавали часов до 4. София наколдовала - не бассейн там был. Потом пошли спать, но спустя час я уже вскочил.
Дахау... Город № 1 для моего профессора.

Комментарии
2010-06-29 в 06:32 

Sophia Aurelia Rosen
-Отчасти... отчасти Вы правы, Фрида. Но лишь отчасти. Вспоминают и видят во снах, довольно реалистично и в совсем не тех ситуациях, которые уже прожиты в реальности. Не уверена... если все, что было - это немного детства-юности, то жесткое взросление и какая-то, но все-таки жизнь в борьбе навсегда оставляет там, где это было.

2010-06-29 в 14:00 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
Видят реалистично, но совсем не то, чтомы бы хотели имсказать. Свое видят. Сон сну рознь. Ларс вон тоже не всегда видит результаты странствий души, а иногда - обрывки собственных переживаний, вывернутые в духе доктора Фрейда. Кстати, из тех, кто воспользовавшись правом возврата придет в Дахау - многие не пойдут на место кацета, будут гулять по городу. А на митинге соберутся ребята с таким вот темпераментом, как у Германна. Как бы так сказать... в общем, в средние века такие становились проповедниками, миссионерами, у наци шли в ведомство Геббельса, а у советских - в комиссары. Леон вот не пойдет. И Бруно непйдет. А Мартапойдет. Из нее выросла бы очень идейная такая дамочка при более благоприятном стечении обстоятельств.

2010-06-29 в 14:08 

Sophia Aurelia Rosen
Самое для меня интересное - откуда она, Фрида, знает про то, что и как видит Ларс? Мы же здесь впервые видимся, нет?
- Наверное, с доктором Фрейдом занятно теперь общаться? Или не довелось?
Проповедование - оно такое странное дело. Когда хочется сдвинуть гору из людей. Мне редко такое хотелось, и в основном - убрать с пути.
А этим?

2010-06-29 в 14:16 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Да, довольно забавно, он у мужа частый гость. Кстати, мир тесен. раньше, чем о Ларсе заговорил Германн мне сказал о нем герр Зигмунд. А тот услышал о нем от Ванф. не доверяйте свои тайны умершим - мы ужасно болтливы.
Фрида говорит обо мне так, словно меня нет. Интересно, она со всеми так держится, или медиумам особый прием.
В любом случае я краснею. Я знаю, какой сон мог толковаться дядей Фрейдом. Приеду в замок - Бертини ноги повыдергиваю. Хотя... Фрейд в этом сне ничего неприличного не усмотрел, скорее наоборот.

2010-06-29 в 14:27 

Sophia Aurelia Rosen
А я не знаю... и очень удивлена - отчего Ларс, все, кажется, познавший во мне и со мною(почти, конечно), вдруг краснеет? Ванф? Этой девчушки престарелой у нас давно не было... тогда это очень и очень для нас давнее дело.
- Куда-нибудь еще успеваем до начала? И, кажется, тут и живые будут?
Я знаю, что люди, связаные общими покойниками, все равно друг друга избегают.

2010-06-29 в 14:33 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Живые будут днем. Митинг в 12, а до этого - приезжают и бывшие узники, и родственники, и официальные лица. Германн по привычке туда пошел - он же это при жизни делал. А ночью будет наш черед. Приедет много народа. Ула будет среди живых, а Ксавер - это художник один, который единственный в Германне умудрился опознать сына Дитриха. не могу сказать, что друг семьи, скорее - мой друг, а Германна он не переносил, но вынужден был терпеть. Ксавер ночью будет.

2010-06-29 в 14:41 

Sophia Aurelia Rosen
Бывает... Это я про переносимость -непереносимость.
-Значит, такой большой разбег во времени? Отчего - чтоб не искушать себя возможностью общени я?

2010-06-29 в 14:48 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
Чтобы на трибуне одновременно не стояли два оратора, - смеется Фрида. - Мы то вас прекрасно слышим. Как раз, чтобы была возможность спокойно посмотреть на своих живых, а уж носью пообщаться с теми, с кем хочется из наших. Вон Герман. Придете в лагерь - увидите, нарезает круги вокруг жены-сына-снохи. Не видела - он умер после митинга в прошлом году, но зная его - уверена. А ночью... я вообще не знаю, он, наверно, с ума сойдет. Куча народа - те, с кем он был знаком, те, с кем он незнаком, но хотелбы познакомиться, те, с кем он не знаком, но которые го хорошо знают и любят. Утонет бедный Германн в народной любви.- Фрида смеется. - Он необщителен. Ему трудно общаться сразу с несколькими. Этотебе не экскурсии вести.

2010-06-29 в 17:39 

Sophia Aurelia Rosen
- При жизни ведь как-то справлялся? - я не очень понимаю этого. в самом деле - кажется, ведь, умершие недолго сохраняют привязаность у тем, кого знали. Охладевают.
- Да, я заметила: он общителен лишь с парой, а лучше совсем одним одновременно, человеком. Ему бы череду встреч, причем со значительными перерывами на тишину. А как получается, что его любят зхаочно6 он не знает те, кто любитего?

2010-06-29 в 18:21 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Те, кто застал начало строительства музея, его экскурсии. Он дал им то,чего они хотели. В некотором роде - он отомстил за них. Некоторым из них он отыскал родственников. Живых родственников. Это очень важно для трагически погибших, - высказываю я предподложение. - Они хоть и невинные, а все равно - навье, а не деды.
Фрида кивает:
- А он их не видел, потому что они после 9 мая разошлись по домам. а рОждество и Троицу их тоже выпускают, но обычно они не тут проводят это время. Вот 2 мая- святой день.

2010-06-30 в 06:47 

Sophia Aurelia Rosen
- А сами по себе они интересны, эти люди, для Германна? Не как те, с помощью кого и через кого он все разбирается с прегрешениями родителей, а именно как люди?
Что у Краузе не особо общительный характер и полки водить он не собирался, это раза три мне объяснили.
Мне интереснее сейчас город, который в двадцатом веке лет пятьдесят был всеобщим пугалом. Каково живым жить тут, каково было Германну ходить и давить на мозоли всем, кто хотел, как прежде, жить в маленьком семейном раю на одну, именно его семью с любимыми, чуть избалованными, детьми?

2010-06-30 в 14:32 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- По разному. Думаю, знакомству с паном Сташкой он будет рад. Ему хотелось узнать этого человека получше. Ну, разумеется, с герром Беттельгеймом он раньше встретился и с герром Франклом. Думаю, он через некоторое время отсеет тех, кто интересен ему вне кацета от тех, кто интересен только благодаря кацету. Так было с живыми и так будет сейчас. Он не изменился с той поры. - отвечает Фрида. - А что до живых. Дети относились к нему куда лучше взрослых. Что-что, а скучно с ним точно не было.

2010-06-30 в 14:39 

Sophia Aurelia Rosen
Странно. Или, пожалуй, как раз нет: насчет этого мемориала надо спрашивать ту жену, которая еще жива.
- Разве?Мне кажется, все примерно одинаково: что дети, что взрослые, требования в дружбе, знакомстве или сотрудничестве одинаковые. И если на профессоре "где сядешь, там и слезешь", то любовь такая, относительная. При совпадении того, что профессор желает и может дать, с тем, что желательно взять, отошения очень и очень приятные и приятельские. А если желание взять куда больше, чем профессор готов от дать времени или еще чего, то... мне кажется, он готов просто удрать. И все. Это ведь не вызывает более, чем досаду?

2010-06-30 в 18:10 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Тут все иначе бывает. - отвечает Фрида, - Я отслеживала его работу. Мне это было дорого. Посещение концлагеря -обязательная часть школьной программы. О войне говорить больно, взрослые делают зачастую по принципу "для галочки", другие давят на чувство вины. А Германн приводит в лагерь и проходит с детьми все его круги. Но при этом он четко разводит: это не ваша вина и не ваших родителей. Я хотела бы сказать, что тут моя заслуга, но скорее - все же это Бруно Беттельгейм, его книги. Ответственность только за личные поступки, неприятие коллективной ответственности. еще он делал особый акцент - на немцах-антифашистах, тех, кто боролся с нацизмом. По крайней мере, не было у него истерик на тему "Мне стыдно быть немцем", и в то же время - есть чувство личной сопричастности. А теперь представьте,что бывает с родителями, когда ребенок приходит в свой маленький рай и обрушивает на них поток эмоций.

2010-06-30 в 20:20 

Sophia Aurelia Rosen
- Вполне. Например, как мои дети рассказывали мне про то, что было, когда наказывают рабов. Кто бывал рядом, выказывали недовольство таким неаппетитным интересом у детей.
Я подумала про это. Но, конечно, не сказала. Она поймет не так. Это все равно другая эпоха.

- Так за что профессора любили дети?

2010-07-01 в 04:34 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Наверно за то, что с ним не было скучно, потому что тема то у него специфическая, чтобы любить за приятное времяпровождение, - улыбнулась Фрида. - В любом случае, кода тебе кроме вежливого "Здравствуйте" на улице напоминают, что они были в "вашем музее" или что с ним ездили на экскурсию - признак того, что его выделяют. И еще - я что-то не припомню фраз "У... опять о войне. Злодеяния нацистов не должны быть забыты"
Последнюю фразу Фрида произнесла таким патетически-артистическим голосом, что я не удержался и прыснул.
- А что, передразнивают? - уточнил я.
- Еще как.
Леон, доселе державшийся чуть в стороне коснулся моего запястья.
- Вы оценили, герр Бартоли, как пристально и ревниво отслеживалась работа экскурсоводов моей женой?
- У нее были возможности сделать это незаметно, - кивнул я. - При взрослом дети вряд ли сказали бы правду.
- Нынешние высказали бы.

2010-07-01 в 09:17 

Sophia Aurelia Rosen
Дети всегда категоричны: "нравится" или "не нравится" - это в самых мягких выражениях. Нравятся же все искренние движения, или умело сделанные под искренность.
Леон для психиатра довольно странен. Они все были такие жесткие, безапелляционные. И неприятно-внимательные.
С другой стороны - они неизбежно во всем видели патологию.

2010-07-01 в 15:59 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
Мы добрались до собора - довольно забавный оказался он вблизи. За счет рельефов. А вообще - этот хобичачий рай явно был не тем местом, где я проявлял бы большой интерес, скорее - я бы вполне комфортно тут жил.
Тем временем открылась Пинакотека.
- София, картины пойдем смотреть?

2010-07-01 в 16:17 

Sophia Aurelia Rosen
- Конечно, пошли! И не осуждай: когда дети, то все желают покоя и уверенности в сохранности. Подвиги нужны не в этом случае. Хотя все равно будут подвиги.
Что у Ларса интерес к тому, где дитя вообще неуместно и трагично недопустимо - это я в курсе.

2010-07-01 в 16:38 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
Мы вошли в галерею. На самом деле там хватало всего - и импрессионисты, и экспрессионисты, но вот всякие ведьмы-дьяволы меня повеслили.

Карл Шпицвег. Мастер Ведьм.

2010-07-01 в 16:51 

Sophia Aurelia Rosen
- Да, интересный художник. техника вполне обычная, хороший уровень. Но... вот Гойя геневен, он страстный. а тут какбы сказали некоторые - злобный стеб. Над желаниями, над обывателями. Причем над просто местными, что ли, жителями.
Я посмотрела на "Демона-любовника"... да, Фрейду было на чем работать. Нескончаемо это.
-Тебе не кажется что художник, как подросток, и желает этого всего, и боится, что никогда ему этого не достанется, и потому обсмеивает для себя?

2010-07-01 в 17:03 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Имеет право, - заметил я. - Злится, критикует. Но может и вот так.

2010-07-01 в 17:20 

Sophia Aurelia Rosen
-Напоминает картины про сад Мане, да? Но там такие легкие краски, изумительная изящная светотень и атмсфера тихого любования. А тут - трагично, немного подчеркнуто неряшливо, все на грани разрушения6смотри, как ободран иоблезл дом, какая ядовито-желтая жзелень и цветы. как кровь. Особенно мила наглухо закрытая от воздуха фигура - среди сада во всем черном и коричневом, под черным зонтом. Теплового удара ждет?

2010-07-01 в 17:35 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Интересно, немцам свойственнен такойтрагизм или просто в эпоху попало.
Но вот как-то вспоминается Брейгель, Грюнневальд, Босх, и позже - Дикс тот же.
Оглядываюсь на призраков, но дети зависли возле Макса Либермана, о чем то говорят с папой, Фрида смотрит и не видит.
Плющит ее на невырастающих детей.

2010-07-01 в 17:56 

Sophia Aurelia Rosen
Я смотрю на простенькие, крепенькие личики и фигурки, подчеркнуто скромные и светлые одежды и постную физиономию женины. Ничего не понимаю! откуда целая одновозрастная группа детсадовская?!
- Есть старофранцзская скзка проМимозу: королева пожелала, чтоб ее самая миловидная дочка не вырастала. Так и прожила Мимоза ребенком при своих выросших, вышедших замуж сестрах и женившихся-расплодившихся затем умерших братьях! В сказке прямо мораль - не все так хорошо, как видится.

2010-07-01 в 18:12 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- А это и есть какая-то амстердамская школа. Им лет по пять, точно детсадники.
Фрида вздрагивает при упоминании Мимозы и торопливо отходит к какому-то очередному болотистому пейзажу.
- А сидят они чинно. И только за двоих поручусь, что не скучаюют. Та, что с более малнькой девочкой общается. Это противоестественно.
Про Фридиных-Леоновых это не скажешь - эти носятся, болтают, везде лезут.

2010-07-01 в 18:17 

Sophia Aurelia Rosen
Я чуть улыбнулась одними губами - Фрида хороша для детей, но мне с ней невыносимо скучно. Просто все, что она моет сказать, уже сказано.
-Так и этих застали в миг весьма удачный. дети, не занятые делом, найдут, на что направиь свое безделье. Эти ведь уже расползлись бы. А смотри - подчеркивается, что лавка низкая, что ковер кончается там, где детские ножки, и что за крохами не следят: вот, на переднем влане, спустились все чулки, девочка адать будет из-за них... и ножки мерзнут.
По идее, сейчас должен прийти учитель иначать учить - рассказывать им.

2010-07-01 в 18:24 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Их уже зашугали - они и когда за ними не следят уже не пойдут с лавки, а будут сидеть. И мымра та на заднем плане выглядит мирной, а поведи себя ребенок естественно - она тут же рыкнет, а то и хворостиной. Сидят, детки, и боятся лишний раз проявиться. Их видно,но не слышно. У нас ведь не так будет? - спрашиваю.

2010-07-01 в 18:33 

Sophia Aurelia Rosen
-Во-первых, у нас дети всегда будут разумно загружены: ведь вокруг так много свего интересного! А я не буду дурочкой сидеть с вязанием или штопокй.
Во-вторых... ты же сам не отлипнешь. так и будут вечно с рук на руки переходить. Какая хворостина? И зачем страх.

2010-07-01 в 18:45 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
тем временем мы миновали обличителей-романтиков и подались в залы импрессионистов, а за ними - экспрессионистов. Концептуальное искусство детям было явно не по нраву,зато Фрида явно смотрела с большим интересом.
- А Дикс тут есть? - спросил я.
Дикса не оказалось, зато его образы в сознании Фриды оказались в изобилии. Я уж забыл, куда смотреть. На стены или на вируальные образы.

   

Призрак

главная