18:05 

Немецкий музей.

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
Мы направились в сторону Изартор и вскоре появились эти самые "Музыкальные ворота"
tram.rusign.com/de/munich/isartor/20119.jpg
- Ворота Изартор, украшающие площадь того же имени, являются одними из трёх сохранившихся ворот давно не существующей городской стены, окружавшей Мюнхен в средние века. Ворота эти выглядят столь величественно в первую очередь потому, что они обращены к реке - главному средневековому торговому пути этих краёв. Их массивные башни сохраняют облик и стиль XIV века. Над арками видна большая фреска, которая изображает триумфальное шествие императора Людвига Баварского после битвы при Ампфинге. Вполне возможно, что вы, как и я, не имеете ни малейшего представления, чем так важна была эта битва и когда она произошла, но полюбоваться фреской при самостоятельном осмотре города в любом случае не помешает. Людвиг же Баварский, император Священной Римской империи германской нации, правил империей в середине XIV века, а затем на этот пост был избран чешский король Карл IV, с деяниями которого хорошо знакомы все, когда-либо побывавшие в Праге. В одной из башен - Музей Карла Валентина (Valentin-Musаum»), комика и артиста кабаре (фигуры культовой для Мюнхена). Во второй башне - Музей народных певцов (Volkssangermuseum) - городской фольклор XIX-XX вв.
А ддо острова можно дойти пешком, но ради интереса - предлагаю сесть на трамвай. - поясняет профессор.
tram.rusign.com/de/munich/isartor/20118.jpg

Комментарии
2010-06-07 в 18:20 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Я этого не понимаю, - покачать головой профессор, - Допустим, можно по разному относиться к репрессиям в государстве против инакомыслящих. Для кого-то это нетерпимо, кто-то видит в этом право государства защищаться, кто-то - справедливое возмездие, и в споре мы вполне могли дойти до подручных средств защиты своего мнения. - И самое главное - это недоказуемо и неопровержимо. Человек может признать факт репрессий, но продолжать думать, что право было это самое государство. Или признать право государства защищать свои устои и считать репрессии преступлением. Но если вода замерзает при 0 градусов по Цельсию, она никак не может мерзнуть при плюс пяти. И так далее...

2010-06-07 в 18:44 

Sophia Aurelia Rosen
- А, если про точку замерзания, то важна чистота воды, давление пара над ней - много что можно поменять, чтоб вода замерзала как нам угодно. Но я не про это... к примеру, есть в математике немало теорий, с хорошим аппаратом, которые никак не связаны и не применимы ни к одному природному явлению. И к социальному тоже. Далее - совсем неважно, на что похож электрон и какой смысл имеет спин. Но эта конструкция работает в расчетах! Или понятие точки в геометрии. И так - везде. Можно найти кучу, к примеру, теорий запахов, и все они применялись успешно. На практике. При этом они исключают правоту всех остальных.
Насчет права государства... тогда надо начинать с того, какие цели имеет существование государства. Оно, конечно, умеет существовать ради тех, кто обладает властью в нем. Но все равно - ради чего?

2010-06-07 в 19:00 

Hermann Krause
- Допустим, государство имеет целью благо его жителей. Но сильной власти проще обеспечить эти блага, чем тому, в котором власть слаба. Работа, падение инфляции, стабильная зарплата, социальные гарантии, снижение цен, повышение значимости государства на мировой арене - разве не на этом сыграли наци? Ну ладно, нам, по большому счету, повезло - этот морок длился всего 11 лет и закончился разорением страны, кризисом, унижением национальной гордости и так далее. Наци судили и осудили. По заслугам. Но допустим, что авантюра Гитлера не потерпела бы такого краха? Массовые репрессии от этого не перестают быть преступлением, но было бы отношение к ним столь однозначным? Как повели бы себя победившие немцы? Я знаю только одно. За свои взгляды... теперешние взгляды я должен быть благодарен тем истощенным покойникам, которых я увидел в Дахау. Где-то тут был один аргумент: с людьми нельзя вот так обходиться. Точка. И отрицать факта немецкого происхождения этих трупов я не мог. А дальше - вы правы, я искал подтверждения своей точки зрения везде, где мог. Жизнь ушла на это. Вы извините, что я о своем - в точных науках вообще не понимаю.

URL
2010-06-07 в 19:08 

Sophia Aurelia Rosen
-Тут аналогия самая прямая - какова бы ни была теория, она хоть отчасти, да работает. И поэтому возможны частичные успехи, отдельные достижения даже если в целом все обречено. Да, другая сторона вопроса всегда - цена. Вот тут, я думаю, тоже неоднозначно. Пока рассуждают об допустимых потерях, вынужденных жертвах, оно уютно чувствуется и рассуждается в теплой комнате и хотя бы в сытом состоянии. В озлоблении голода, валящейся со стен на голову штукатурке, трупах на улице - там цена видится совсем иной. И это не переломить, мне кажется. ощщение тех, кто никогда не голодал, никак не соответсвует ощущениям тех, кто знает об этом. Особенно, если знает, что никаких гарантий на выживание нет, никакой надежды нет и все в любой момент может прераться. Поколения сытых потомков не увидит так. как Вы видите.
И это тоже - насчет истины.

2010-06-07 в 19:18 

Hermann Krause
- Да. В моем поколении не было единомыслия. Постепенно - оно вышло туда, куда я провалился в тот день. Мы ведь не пододну гребенку стриженные, и к тем взглядам, которые защищало мое поколение мы шли каждый по своему. И мне никогда не понять то состояние, когда мой отец, отставной солдат проигравшей армии пришел на собрание наци и прибился к Эрнсту Рему. Я знаю только одно - человек не может жить без перспективы, и за будущее он продаст душу любому дьяволу. И мораль - в разное время и в разных обществах не была единой. Я не верю в существование истины, но я всю сознательную жизнь пытался защищать свое мнение. И это мнение - что нацизм - тот дьявол, которому душу продавать не следует, ни за что. Но это мнение - более позднее, вне ситуаций. И я не умею отделять грех от совершившего его грешника, как советуют христиане. Наукой моя деятельность и не пахнет. Или вы по другому думаете?

URL
2010-06-07 в 19:39 

Sophia Aurelia Rosen
- Это точно не наука. Потому что в науке должна быть единица измерения, эталон, точка отсчета... а среди людей это уж очень все "плавающая " величина. В принципе, если найти меру, или мехпанизм учета, оценки результата всякого воздействия... вот, к примеру, не столь смертельное дело: мода. Покупая кусок мяса, хозяйка знает из опыта, на сколько хватит его, какова сытость, много ли удовольствия ей и всем в семье будет при обычном пути событий. А покупая супермодную юбку - что она покупает? Не качество такни - не только его. И не то, чтоб удобство. Она покупает внимание и особенность восприятия. А есть ли механизм оценки этого, желательно, в денежгой единице? Так и с идеями. Знать бы все последствия, и как жэто свести в баланс. А то аждый видит краешек, что ему удобнее созерцать. К примеру, кино Лени Рифеншталь.

2010-06-08 в 05:01 

Hermann Krause
Лени! Ах да, великая Лени Рифеншталь, один из лучших режиссеров Германии и ХХ века.
- Именно так. Деньги как плата за отсечение части реальности. Человек, который отсекает реальность ради образа и идеи за деньги называется продажным, а ради своего убеждения - идейным и благородным. Если он убежденный стороонник идеи, и ему за это хорошо платят.... Я не имел возможности общаться с фрау РИфеншталь и не знаю, насколько сознательно она закрывала глаза на то, чего не надо было показывать. Но вот есть другой режиссер, у русских - Эйзенштейн. Его считают апологетом русского тоталитаризма, но то, что он видел не только светлые стороны жизни в его стране - об этом можно судить именно из некоторых его фильмов. Ларс, когда ты писал про своего Федора Басманофф, ты смотрел фильм Эйзенштейна? Или, хотя бы, сцену пира в Александровой слободе?
- Разумеется, - отозвался яЛарс, не отрываясь от разглядывания каких-то реторт.
- Вот тут - очень четко видится этот негативный контекстнегативная сторона деспотии. Очень художественно, очень грамотно. И Эмоционально. А то до моды - то покупая внимание и определннную модель, человек должен учитывать еще ряд факторов. Свою внешность, характер, привычки. Умение осить это модное изделие.

URL
2010-06-08 в 06:38 

Sophia Aurelia Rosen
Я тихонько смеюсь. "Умение носить эту одежду"!
- В случае с кутюрье или хотя бы прет-а-порте нам продают наш успех в жизни. Ни больше, ни меньше. Вместе с сумочкой от "Эрмес" - участие в самой благополучной тусовке, "Гуччи" - и Вы среди тех будто, которые отдыхают на плавающей крепости, по недоразимению называемой яхтой. Вы берете у них, модных, в долг образ будущего. Завышенные ожидания и обязательства работать за эту мечту. Без обеспечения гарантий. Образ Вашего идеального дома на клочке земли. Образ страны, которая "впереди планеты всей". И вот они, зримые образы-образцы, ради которых сотворяется все напропалую, а потом даже без особых извинений можно затолкать куда-нибудь все сдувшиеся образы и выставить новенькие.

2010-06-08 в 18:21 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Счастливы те, кто может в это верить.- пожимаю плечами. - И счастлив я - мне показали, что в это верить не надо Показали достаточно рано, чтобы не жалеть о рухнувших мечтах и планах.
Я задумчиво смотрю на Ларса. Тоже вот еще тот идеолог. Есть униформа, есть имидж, продуманная клановая мораль. Ну, по крайней мере, желание это создать.
- Вот ваш муж. Не будет он носить модные тряпки. Потому что создает свой имидж. И он в стиле. В своем стиле. Осталось только понять, зачем ему все это.
И уж совсем не в струю, по своей, внутренней логике. Я всю жизнь потратил на "так не делайте". А людям (и что такое люди? Может, нет их, людей, есть собрание человеков, индивидуальностей) надо не запрет, им надо перспективу: делайте так и будет вам "щастье". Я ошибаюсь?

2010-06-08 в 20:25 

Sophia Aurelia Rosen
- Мой муж будет создавать себя. Как явление вроде классического стиля в моде. Всегда актуален, всегда интересен и всегда для тех, кто понимает и имеет средства. Надеюсь, этот образ нагляден, да? И ему это важно для осознания своего места. Насчет "перспективы" - во всех известных мне религиях есть два подхода: система запретов-заповедей и образ идеального существа. Вот и на выбор - ограничитьсмя праведностью несотворения, или рисковать быть кем-то.
Интересно, кто и с какого события решил, что Краузе мягкий и уступчивый? Он жесток, ужасно жесток , волевой и требовательный до жестокости.

2010-06-09 в 05:24 

Hermann Krause
- Ваш муж носит маску "я плохой", причем такую,что видно, что это маска и хочется посмотреть, что там под ней. Что-то вроде приманки, на которую можно поймать более или менее неробкого человека. Потому что ханжей и трусов этот образ или отпугнет, или разозлит. Это мое понимание его татуировок, патл и джинсиков. А отсутсвие образа идеального существа способствует разнообразию развития личностей? Или оно способствует тому, что пробивается только то, что было бы собой при любых условиях, а все остальное - остается на уровне компоста или низкорослых дичков?

URL
2010-06-09 в 06:45 

Sophia Aurelia Rosen
- Не бывает отстутствия образов для подражания. Везде есть кумиры разного масштаба. Не уверена, что джинсы хоть кого теперь отпугнут. Уж после Леннона и Боуи, после Майкла Джексона... кто бы принялся волноваться о корректности облика писателя? Вот, хоть автора книги "Шантарам" как показыают - байкер типичный.
Идеи, правда, и кумиры, здорово зависят от возраста: для подростков одни, для тех, кто постарше - совсем иные.
Облик идеального человека в искусстве возникал не однажды, а в детские годы профессора - так похоже возник в двух странах. Можно сколько угодно насмешничать, как Вудхауз, насчет "научного измерения английских коленей", но было же, было. Нужна, все-таки, сильная воля в государстве, чтобы требовать от населения идеалов. А теперешнее положение дел все-таки больше походит на обрастание прогоревшей просеки. Возможно все.

2010-06-09 в 12:40 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Пожалуй, речь идет о том, спускают тебе этот образец навязчиво, или ты сам его выбираешь. Из нескольких вариантов, или лепишь из того, что имеется под рукой. - замечает профессор задумчиво. - И при самостоятельном выбре все равно получается не то и не так. У Ларса есть образец для подражания?
Я делаю вывод, что занят своими делами и не слышу.
Забавное дело. Я изучаю профессора, а профессор - меня.

2010-06-09 в 12:50 

Sophia Aurelia Rosen
-А как вообще определить "как надо"? Если есть единый стандарт и вариации - типа Христа и толп святых, угодников, мучеников и прочего люда, чьи деяния признаны достойными памяти - вот разброс для подражания. Чтоб проще ориентироваться - святой покровитель, который наставит и защитит. В школе - раньше все тыкали изучением Цицерона да "Историей галльских войн" - все учили, все переводили. Избранные места и персонажи из национальной истории - вот еще образцы. Разве не так?
Теперь, когда все меряется успехом, то есть образцы внешности (Ларс, у тебя с этим более, чем хорошо - ты у нас вписываешься в идею -"молодость - это успех"), умением эпатировать в меру(ну, не будем о последней драке), и, если посмотреть на его доходы - тоже вполне впишется. такой молодой, а уж все успел.
Не извольте волноваться: общественное мнение всех со временем переваривает. Вот, к примеру, звезды эстрады - бузили, выделывали невероятно эпатажные вещи... а теперь гордятся детьми. Всегда получается "немного не так", "не совсем, как задумалось" - но если вообще действовать. А то просто - ходят на работу,а потом смотрят телевизор. Ну, на велосипеде катаются. Или на байке.

2010-06-09 в 13:56 

Hermann Krause
- У нас был довольно точный образец, на фоне которого Христос с его угодниками - цветник разнообразия. - замечает профессор. - Причем, образца было два. Мужской и женский. Солдат Фюрера и его жена. - я улыбаюсь. И было немнгого нарушений, допускаемых правилами. Та же Лени Рифеншталь или эта... Летчица, как ее там... Забывать стал. Ирма ГРезе и Гейдрих уже были отклонением от нормы. Их недолюбливали даже свои.

URL
2010-06-09 в 14:33 

Sophia Aurelia Rosen
- И сам фюрер, и присные его. Образцы и все такое. Ну, вот же были статуи, всякая очень наглядная агитация, кино... это тоже образцы, еще какие. И книги, и многое - вплоть до парадов и Олимпиады.

2010-06-09 в 14:58 

Hermann Krause
Да, именно. Тиражированный образец, который активно внедряется государством везде и всюду, возможными путями. Через игрушки, через школу,фильмы, плакаты. Контроль за качеством воспитания и жесткое пресечение всех отклонений от нормы. Кстати забавно, ни одного из окружений фюрера я не рассматривал как образец для подражания. Хотя сейчас, задним числом, пожалуй скажу, что наиболее симпатичен мне Альбрехт Шпеер. С остальными было тяжеловато.

URL
2010-06-09 в 16:04 

Sophia Aurelia Rosen
- Ну, конечно. Вот вспомнить хотя бы название того сочинения, которое писал перед выпуском герой ремарковского "На Западном фронте без перемен": "Почему неизбежна победа Германии в этой войне?". А герой прибывает на побывку уж спустя не два ли года, после того сочинения. Навоевался, война явно идет, не как ожидалось, все кругом вопит о провале - а эти сочинения лежат стопкой в классной комнате. Еще немного лет - и новые стопки аналогичных сочинений. Самый приемлемый для сотворения кумира человек - это великий, который недавно умер. Уж извините - новых глупостей не натворит, а старые можно затушевать. И таскать, ка статуи святых, оставшихся в живых свидетелей. чтоб подтверждали идеальность героя.

2010-06-09 в 16:21 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- О, да... Именно так. История - не то, что было, а то, что помнят, - мне показалось, что профессор горько усмехнулся. Или все же показалось?
В любом случае, я уже понял - быть писателем на исторические темы с моей стороны честнее. Я не обещаю истины. Мало того, я как бы говорю: это - художественное произведение, я имею право домысливать.

2010-06-10 в 06:27 

Sophia Aurelia Rosen
- Собственно, да: как переписали римляне весь быт и нравы Карфагена, так и осталась замечательная пропаганда вместо истины. Можно еще переписать в памяти всю историю. Так, что не будет имен, а один страдающий народ и его освободители. Или, наоборот, нянчить идею, что давно было хорошо, но вот стрясся грех у людей - и завершился 2золотой век". Если имеется сильная власть, она как бы норовит показывать прошлое полным ужасов, а как появилась она - так и "благорастворение в воздухах" сплошное. Если же власть слаба, или не особо нуждается в единении граждан - то преобладает идея "А вот раньше..." - и вспоминается величие предков.

2010-06-10 в 14:42 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Да, и это то, что меня сильно оскорбляет. То, насколько история употребялется идеологией. - глухо отозвался профессор. - Но по другому как-то не получается. Может, не так грубо, как у римлян или там у наци про прекрасное прошлое и великих германцев, но все равно...
Вт тут я и увидел, как профессор начинает царапаться. Была б его воля - ободрал бы себя до рови. Кожу бы с пальцев снял.

2010-06-10 в 14:59 

Sophia Aurelia Rosen
- А это как поиски прекрасного, оседланные тароватыми архитектрами и почими продавцами гармонии. Вон, даже страшно нормальному, обычному человеку читать этикетки для шампуня или зубной пасты: такая везде жуть и проблемы! Там ведь облик красоты делается от противного - "у Вас проблемы". И государство навязывает необходимость его кормить - "у Вас проблемы". И решает. Свои, конечно. Остается уметь делать свое дело - везде, где это физически осуществимо. Искать факты. Показывать и сравнивать. заставлять думать - на что тогда публицистика? Это же важно.
Всегда есть выход. Надо быть в этом уверенным - если только не втянулся в наркоту, или еще наподобие. оттуда тоно выхода нет.

2010-06-11 в 05:14 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
- Или обслуживать это государство и его запросы, - кивнул профессор, - Я уже говорил, что факт можно повернуть по разному, даже не искажая. Но наука - это все же некоторая отстраненность, объективность. На которую я, например, не способен, и чем ближе история к нам, тем меньше к этому способно и общество. Добавим фрагментарность сохранившихся фактов и невозможность зачастую проверить истинность этого факта. Пожалуй, только археология является наукой в этом смысле. Ну, этнология.

2010-06-11 в 08:34 

Sophia Aurelia Rosen
- Обслуживать все равно придется интересы. Не одни, так другие. Даже боги отзываются на просьбы - а то кто бы стал приносить жертвы?

2010-06-11 в 09:11 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
Только некоторые поворачиваются на заказы особо откровенно, и манипулируют со своим материалом, как хотят. Кроят, режут, а потом кричат о кризисе изнасилованной науки, - ироничная улыбка профессора - скорее маска, чем ирония. Ему кажется, что камешек в свой огород только что запустил. Или мне кажется?

2010-06-11 в 11:18 

Sophia Aurelia Rosen
- Подмена акта творения другим актом? Тоже творчество, конечно. Вообще говоря - это мы о "золотом веке" и плохой современности, с испорченными нравами молодежи, что так красочно описывают от Платона, кажется и до сих пор ежегодно, или еще о чем? О светлом будущем, которое будет под рукой могучего вождя? Гильгамеша позовем.

2010-06-11 в 13:51 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
Мы о том, что бывшее когда то используется как оружие для достижения целей, к ним не имеющих отношения. Когда ты точно знаешь, что было так, а приходит хмырь от политиков и начинает указывать, как это должно быть подано...
Так, профессор уже скалится. Или клешни поднимает и щелкает.
И я понимаю - этот человек может убить. Еще как может. И даже ни на минуту не усомнится в своей правоте. Вернее так. Он - хотел бы, но нельзя убивать. И он не убивает.

2010-06-11 в 14:05 

Sophia Aurelia Rosen
-Да будет Вам! Привычное дело для мародеров и археологов - ограбление могил. Факты, идеи - их вечно, как предметы загробного культа, можно вытащить и попользовать в иных целях. В столь любимой заочно Ларсом России в одно почти время было написано два немалых и насквозь ангажированных произведения: "Иван Грозный" писателя Костылева и "Петр Первый" А.Н. Толстого. Вот, к примеру, этого Костылева практически не помнят. Толстого читают, экранизировали - просто талант был блестящий, умел показать так, что действительно приносило читателю ощущение причастности и полноты жизни. И что теперь, раз было то направлено на идею "сильного государства", не читать? Всегда есть хмырь или юноша бледный, со взором горящим, граф Толстой или Робеспьер, явится Марк Аврелий или вот Федор Иоаннович... Вы понимаете? Пока есть государство, есть ложь его. Ну, и при чем тут истина?
Убить-убить. Что б ты понимал, Ларс... Томазо убивал давно и ради пропиания, я - для защиты, отец мой - по приказу и во имя отмщения. И всякая жизнь тут оплачена чьими-то смертями. Другое дело - этот человек одержим страстями. Он не так холоден, как кажется.

2010-06-12 в 15:04 

Ларс Бьернсон
Where is the souvenir shop at your crematory?
Да, профессор - существо страстное.
- Наука подразумевает истину, а история часто напоминает большой флюгер на хорошо смазанном шарнире, - ответил профессор.
Тем временем смотрители уже стали намекать посетителям, что музей закрывается и надо продвигаться к выходу. Я глянул на часы. Был уже вечер, без 20 минут 17 часов. День прошел незаметно....

     

Призрак

главная